На протяжении всей своей 225-летней истории Корпус морской пехоты США четко сообщал о высоких стандартах набора. И сегодня он недвусмысленно заявляет: дайте нам несколько месяцев, и мы поменяем ваши представления о самих себе, ваших ровесниках и вашей жизни. Корпус делает для своей страны две вещи: Мы выигрываем битвы и воспитываем морских пехотинцев .
Хотя многие полагают, что в морской пехоте существует культура создания железных людей , на самом деле это не так - эта организация построена на превращении людей в лидеров, а наставничество является важной частью этого процесса.
Будучи лидером, вы держите зонтик и должны защищать от всякой бюрократической ерунды щенков, которые у вас работают, - объясняет полковник морской пехоты Роберт Ли. - К сожалению, пока вы держите этот зонтик, щенки могут помочиться вам в ботинки. Но они ваши щенки, и, если так смотреть на ситуацию, нужно принимать удар на себя и защищать их .
Ли знает, о чем говорит. Около 30 лет назад он был курсантом Военно-морской академии США. К последнему году учебы успеваемость Ли настолько упала, что его вызвали на заседание совета академии. Над Ли нависла угроза исключения. К счастью, в совете был капитан морской пехоты Томас Драуде, который наблюдал за Ли; ему нравились в курсанте такие качества, как энергия и отношение к делу, хотя Ли явно не хватало целеустремленности. И Драуде вмешался. Он вызвал меня для разговора и сказал: Вот мой вопрос: вы очень хотите стать выпускником Военно-морской академии? - вспоминает Ли.
Когда Ли ответил, что очень этого хочет, Драуде решил заступиться за него. На заседании, когда начальник академии спросил, есть ли у Ли шансы достойно закончить учебу, Драуде ответил: Я в этом уверен, адмирал. Я буду контролировать его и гарантирую, что он доведет учебу до конца . Но, несмотря на это, совет принял решение исключить Ли.
Драуде был удивлен, но не обескуражен. Он потребовал провести повторное заседание и снова выступил в защиту Ли. В итоге совет восстановил Ли и попросил Драуде поговорить с ними без присутствия курсанта. Члены совета высказали общее мнение: Нам кажется, что парень не справится с учебой . Драуде ответил: Джентльмены, я знаю, что Роберт Ли - не член почетного студенческого общества, но он точно может возглавить войско. И мне кажется, что именно к этому должно готовить наше заведение. Я только что третий раз вернулся из Вьетнама и думаю, что разбираюсь в боях и в том, как командовать войсками. Я подчеркиваю: нельзя позволить Роберту Ли уйти .
Члены совета уступили, и Ли получил второй шанс. В этот раз Драуде и специально назначенный офицер следили за тем, чтобы Ли уделял учебе необходимое время.
И курсант их не подвел; более того, он попал в список лучших в следующем семестре и с самыми высокими оценками в своем классе закончил школу. Капитан Драуде увидел во мне то, о чем я и не подозревал , - говорит сегодня Ли.
Ли в итоге стал командиром школы основной специальной подготовки и нес ответственность за обучение руководящим навыкам, обязательным для каждого морского пехотинца. Когда мы брали у Ли интервью, он был помощником Ричарда Данцига, министра ВМС при президенте Клинтоне. Важно упомянуть, что Ли передал другим эстафету наставничества.
Двое из его учеников - Дэйв Одом и его жена Мишель Трюссо - звезды , у которых Ли был наставником. Оба с отличием закончили главную профессиональную школу капитанов - школу командного состава морских десантных сил - и недавно были повышены в чине до майора. Теперь и они стали носителями наследия Корпуса, наставниками молодых морских пехотинцев. Я чувствую, что у меня как капитана есть зерна мудрости, которые нужно передать лейтенантам, - говорит Трюссо. - Для меня это большая привилегия - быть частью наследия, которое я теперь должна передавать другим .
Одом вспоминает случай, в котором воплотилась важность, а отчасти и неожиданный итог наставничества: однажды под его командованием был молодой лейтенант, который часто уклонялся от своих обязанностей и в довершение всего написал очень плохой приказ (который в армии равноценен записке по делу у юристов или детальному практическому исследованию).
Лейтенант завтракал, а остальные уже ушли, - вспоминает Одом. - Я сказал: Задержитесь на минуту - и положил перед ним его приказ. Ну и убожество, - сказал я. - Вы зря тратите и свое время, и мое . Лейтенант ответил: Сэр, я знаю, что не справился с заданием. В прошлые выходные я хотел пойти с отцом на футбол и написал приказ за полчаса .
Одом сделал ему строгий выговор, пояснив, что это не колледж, а морская пехота и лейтенант несет ответственность за жизни людей. Если вы не посвящаете себя службе круглые сутки семь дней в неделю - и это не просто принцип, - ваши солдаты не будут вас ни уважать, ни слушаться. Если вы не принимаете самые лучшие из возможных решений и не контролируете ситуацию, будут гибнуть люди .
Затем Одом дал лейтенанту список задач, которые тот должен был выполнить и по которым он будет оцениваться. Если вы их не выполните, я буду рекомендовать вас полковнику Ли к увольнению из морской пехоты , - строго заявил Одом, встал и ушел. Потрясенный лейтенант остался сидеть на месте.
С тех пор Одом наблюдал за молодым лейтенантом, но лишь через несколько месяцев понял, какое воздействие оказало его вмешательство. На церемонии выпуска лейтенант подошел ко мне с пожилым человеком и представил его мне. Это был его отец, - вспоминает Одом. - Затем лейтенант повернулся к отцу и сказал: Сэр, вот тот человек, который полностью изменил мою жизнь .